Изготовление фарфоровой посуды

Издавна фарфоровая посуда на Руси являлась бесспорным показателем богатства семьи и занимаемого ею положения в обществе. И все потому, что фарфор является тем представителем дорогой и тонкой керамики, позволить себе сервиз фарфоровый из которой могли исключительно лишь граждане, причисляемые к состоятельным слоям населения. В виде обыденной посуды или бытового изделия фарфор, сервиз фарфоровый это, статуэтки либо вазы декоративные, в обязательном порядке должен был находиться в любой из придворных семей.

Если фарфоровая посуда обладает хорошим качеством, то для нее характерной особенностью является и исключительная ее изящность, значительная прозрачность и черепок снежно-белого цвета с легкой просвечиваемостью. Если нанести легкий удар по краю изделия из фарфора, то оно издаст продолжительный и четкий звук.

Фарфор твердый либо обыкновенный фарфор в основе своей заключает белую однородную, обладающую тугоплавкостью массу. Состав твердого фарфора, прежде всего, включает каолин и полевой шпат, а также примесь извести, кварца и других добавок, после чего его покрывают твердого типа глазурью. Сорта фарфора более тонкие включают в себя глазурь на основе полевого шпата, без добавления извести, что позволяет, в частности, достичь идеального матово-молочного тона. Фарфор более простых сортов обладает абсолютно прозрачной известковой глазурью.

Мягкий фарфор французского производства имеет в составе не до конца расплавленную стекловидную массу, обладающую мелкой зернистостью, а его глазурь является хрусталевидной, кремнистой и свинцовой в своей основе. Легкоплавкая глазурь делает внешне фарфор более схожим с китайским фарфором, для нее характерной особенностью является большая густота письма и тона более нежные, чем для твердого фарфора.

Состав английского мягкого фарфора включает в себя жженую кость, что определило для него название костяного фарфора. Кроме того, состав включает также каолин, фосфорнокислые соли и другого типа добавки. Его место занято между твердым фарфором и каменной массой, он имеет сходство с белым алебастром, прозрачен. Что касается живописи, то обладает он теми же преимуществами, что и немецкий и французский фарфор, но более всего подходит для украшения с помощью драгоценных камней и для позолоты.

Основная составная часть твердого европейского фарфора и восточного фарфора содержит каолин (содержащий неплавящуюся фарфоровую глину, а также полевой шпат). Европейский фарфор содержит большее количество каолина, чем восточный фарфор, кроме того, он также требует большего огня для обжига. Это наделяет его прозрачностью, однако и небольшим недостатком – такой огонь провоцирует выгорание любой краски, кроме краски синего цвета. Именно поэтому роспись европейского фарфора производится поверх его глазури, а фарфор восточный может обладать целым рядом красок, предназначенных для проведения подглазурной росписи.

Что касается качества, присущего фарфоровой массе, то его определяет непосредственно содержание в ней каолина, тонкость помола используемой пудры, а также ряда особенностей технологического масштаба. Примечательно, что для определения качества фарфора качественный фарфор никогда покрыт полностью росписью не будет – «белое тело», как называется такой участок фарфора, маскировке не подлежит, а наоборот, остается нарочито подчеркнутым.