Могилёвский областной краеведческий музей

Одним из популярнейших объектов коллекционирования является фарфор (фаянс). Он дает возможность отправится в прошлое — история фарфора охватывает больше тысячелетия. Фарфор является наиболее совершенным и благородным видом керамики. Тонкость и точность этого материала дают возможность воспроизвести самые хрупкие детали, и в то же время фарфор предоставляет огромный простор для художественной росписи.

Небывалое наслаждение можно получить при знакомстве с коллекцией фарфора от встречи с этим совершенно особенным видом искусства. Основной фонд включает в себя около 500 предметов. Коллекция, принадлежащая  Товариществу М.С. Кузнецова, крупнейшего промышленника, который во второй половине XIX века скупил почти все крупные керамические предприятия России, составляет значительную часть коллекции. В нее входит фарфоровая   посуда, получившая свое распространение  с конца XIX века: супницы, соусники, сувенирные чашки, подставки, блюда, сосуды для специй.

Черты ампира хорошо прослеживаются в предметах Императорского фарфорового завода (на примере чайника или кофейника): скульптурно оформленные ручки украшают овоидные формы, а носики выполнены в виде грифонов. В это же время возникает новый стиль живописно-цветового строя, характеризующийся особой любовью к золоту. Отсутствие росписи на белом фарфоре кофейника звучит как активный и самостоятельный цвет, а горло, носик, ручка и основание изделия декорируются золотом. Таким образом белоснежная суть фарфора обрамляется в драгоценную оправу.

Чайный сервиз петербургского завода братьев Корниловых (датируется 1860-1880 гг.) является гордостью коллекции. Этот чайный сервиз рассчитан на одиннадцать персон, его отличает яркая надглазурная роспись и богатая позолота, которая и дала ему название «Золотой чай». Это яркий пример того, что мастера завода выпускали превосходный по росписи и качеству фарфор. Изысканный вкус исполнения сервиза проявляется буквально во всем. Особую пышность формам предметов придают выполненные в виде завитков ручки и навершия крышек, а так же волнистые края бортов блюдец и устьев чашек. Яркая цветовая гамма расцветки поражает с первого взгляда: сочетание ручной росписи из цветочных мотивов с распустившимися белыми, розовыми цветками и нежная зелень листьев находятся на синем фоне. Внутренняя часть тулова чашек декорирована обильной позолотой на фоне нежно-белой глазури. Удивительный эффект золотого сияния придают сервизу сочетание различных элементов декора: опоясывающий орнамент из виноградных листьев и ягод, золотая отводка волнистого края устья, сочетание тонких и широких полос.

Из изделий, произведенных иностранными фирмами необычайно интересны «коллекционные» предметы известной торговой марки Англии «Веджвуд». Именно Джозайя Веджвуд, один из известнейших керамистов в мире, которые создали ряд новых керамических сортов. Изобретение высококачественного фаянса, его называют «фаянс цвета сливок», принадлежит именно ему. В коллекции представлен чайный сервиз, тончайший фаянс которого расписан в технике гризайль (монохромная живопись): борта блюдец и верхняя часть чашек опоясана нежным кружевом орнамента, в котором архитектурные пейзажи перемежаются жанровыми сценами и цветочной вязью. Такая посуда нуждается в постоянном созерцании и любовании, она так и просит, чтобы ее с величайшей осторожностью взяли в руки.

Каминные часы в корпусе из Мейсенского фарфора представляют совершенно особенную ценность в этом собрании. Название этого вида фарфора происходит от г. Мейсен в Саксонии недалеко от Дрездена, ult возникла первая европейская фарфоровая мануфактура (1710 г.). Стиль часов Рококо, для которого фарфор будто бы предназначен судьбой — его белоснежность и легкость, хрупкий и тонкой черепок, покрытый глазурью... все это является прекрасным фоном для миниатюрной росписи. Мейсенские мастера старались использовать все, что может дать этот материал в области воплощения нежнейших и тончайших форм. Миниатюрная скульптурная пара, венчающая корпус часов, опоясана цветочной гирляндой. В исполнении композиции — тончайшая детализация, каждый листик, лепесточек, крошечный бантик выполнен с непередаваемым мастерством.

Коллекция фарфоровой скульптуры 30-50-х годов XX века так же представляет большой интерес. Она представлена статуэтками сказочных героев, животных, городских и сельскх типажей. Изящные фигурки Дмитровского и  Ленинградского фарфоровых заводов поражают благородством своих форм и прекрасными пропорциями. Украинская скульптура и статуэтки Минского фарфорового завода кажется грубоватой, но, в то же время имеет свой особый колорит.