Неведомый красный фарфор

С давних времён изделия из фарфора украшали быт обеспеченных людей, и были объектом азартных коллекционеров. Столовый фарфор хранили как драгоценность и передавали по наследству, он всегда был украшением любого дома и гордостью его хозяев.

В XVII веке фарфор встречался так редко и имел настолько баснословную цену, что российские промышленники и керамисты неустанно бились над тайной его производство, первоначально открытой в Китае. Они достигли своей цели только к середине века, а до этого любой чайный сервиз требовал ручной работы. В то время художники с великой бережностью относились к этому материалу, поэтому открытый вскоре Императорский Фарфоровый завод работал только на нужды царской семьи и выпускал удивительные изделия для дворцовых потребностей.

Правда, несколько веков фарфоровой эпохи известны не только высоким мастерством и утончённым вкусом изготовителей. Фарфор очень быстро стал популярен практически повсеместно. Но при этом превратился в  воплощение вкусов и представлений о прекрасном разных слоёв населения, так как в любом обществе считался признаком достатка и хороших манер. Так, столовый фарфор иногда переставал быть произведением искусства, а становился предметом общедоступным и утилитарным. Со временем даже было введено понятие «трактирный фарфор» - что подразумевало его дешевизну и большую распространённость. Рисунки на нём были крупные, отличались яркостью и чистотой красок. Но такие изделия зачастую были перенасыщены деталями декора и слишком вычурными. Сюжеты росписи были крайне просты и наивны, а форма далека от совершенства.

Другая линия была связана с имитацией европейских образцов, с погоней за пышной роскошью и величавостью изделий. В этой погоне за богатством изделий художники отодвинули на задний план сам материал — фарфор, его особое очарование. К примеру, подражая золочёной бронзе, мастера применяли сплошное золочение. Нередко встречалось бездумное копирование орнамента и европейских образцов; густая заливка фона, крадущая красоту самого материала; смешение разных жанровых элементов в одном изделии.

Однако, этот рассказ вовсе не об истории и современности белого фарфора — существует множество книг на эту тему, открывающих свои тайный перед любым желающим. Тема нашей повести об иной, пока что скрытой и неповторимой драгоценности, но оттого ещё более прекрасной.

Белый фарфор известен каждому, а вот о другом, родственном ему материале (с совершенно другими, уникальными, но не менее интересными свойствами) знают лишь единицы, о так называемом «красном фарфоре».

Сперва попытаемся дать определение: красный фарфор — это произведённое по особому рецепту изделие из красножгущейся глины. Благодаря специфическим добавкам (соотношение ингредиентов хранится мастерами в тайне) изделие может выдержать «фарфоровый обжиг» при температуре 1300ºС. При таком  «высоком» обжиге черепок становится невероятно твёрдым и водонепроницаемым, соединяясь в сплошную «каменную массу», что придаёт ему характерный цвет (о чём мы расскажем ниже).

Однако очевидно, что правильно приготовленная глиняная масса вовсе не является залогом того, что из неё получится прекрасный чайный сервиз или ваза. Тайный рецепт — только первый шаг на пути к произведению искусства. Всем известно, что из одинакового теста у двух хозяек получатся абсолютно разные блины.

В мире представлено неимоверное количество изделий из красножгущейся глины, включая ту, о которой мы говорим. Однако только немногие из них изготовлены согласно принципам работы с фарфором:

- элегантная, изысканная, стройная форма сосуда;

- широкая цветовая гамма росписи, виртуозно выполненная в различных техниках;

- чуткая фигурная работа и особенная филигранность деталей.

Драгоценность работ из этого материала не только в  их редкости. Дело в том, что «красный фарфор» признаёт только высоко квалифицированных гончаров и художников по керамике. Изделие легко испортить не только до, но и во время обжига. В отличие от белого фарфора, технология производства которого вырабатывалась веками, в которой то и дело происходят промашки, при работе с «красным фарфором» мастера обычно действуют интуитивно, находя истинный путь ценой многочисленных проб и ошибок.

Вероятно,  над «красным фарфором» ещё долго будет сиять ореол «драгоценнного чуда», коим могут обладать только избранные. И виновата в этом не столько цена (которая, кстати, гораздо ниже цены белого фарфора известный производителей), сколько особая магия «красного фарфора», которая открывается не всем и не сразу...