Реставрация позолоты и фарфора в домашних условиях

Основным принципом реставрации, которого следует придерживаться, является обратимость, или, иначе говоря – отсутствие возможности бесповоротно навредить реставрируемому предмету. Истинным коллекционером или дилером никогда не будет нанесен непоправимый вред собственным, пусть даже незначительным, как кажется на первый взгляд, вмешательством. Однако нам, так или иначе, но все же хочется принять участие в процессе.

Итак, попробуем рассмотреть «лечение», которое выглядит наиболее безболезненным в процессе восстановления позолоты. Следует отметить, что среди реставраторов золочение закрепило за собой славу процесса высшего в категории уровня сложности. Потому следует напомнить, что прежде чем окончательно навредить предмету, взвесьте все «за» и «против». Ведь кроме прочего антикварный предмет, пара чайная или кофейная пара это или что иное, после вашего вмешательства потеряет одно крайне ценное для себя качество, а именно – специфический шарм и присущее ему обаяние, которое может подарить лишь время. И таким результат станет в лучшем случае, если же говорить о худшем, то он и вовсе может приобрести уродливость и пошлость с претензией на качественный сувенир. Так кофейная пара либо пара чайная попросту превратится в посуду, которую уж лучше никому и не показывать после подобной реставрации.

Самый простой способ, который может быть – нанесение позолоты традиционным методом с последующим ее обжигом – явно не подойдет для нас. Хотя бы потому, что совсем не у каждого имеется специальная печь для обжига дома, а если вдруг и удалось ею обзавестись, то единственный результат, которого можно будет добиться – это полное уничтожение предмета в процессе неумелого обжига.

Также можно при помощи клея нанести специальное сусальное листовое золото. Вы уверены, что справитесь со стыками или в том, что клей не начнет вылезать там, где не нужно? В результате вы можете получить изделие с вопиющей новизной, с наглым проблеском позолоты и скрипом – а именно со всеми теми характеристиками, которые указывают на общую новизну изделия, после чего придется достаточно нудно и долго приводить его в состаренный вид.

Наиболее простым вариантом является приобретение 2-3 баночек золотой имитации, которая уже разведена лаком в художественном магазине. Следует подобрать необходимый тон, после чего путем смешивания прийти к получению более близкого для вашего предмета оттенка. Нанесение производится с помощью аэрографа или кисти. Следует запомнить, что чем слой толще, тем это хуже для внешнего вида предмета, потому следует тщательно избегать подобного результата.

Крайне разочаровывающе может выглядеть также и работа, выполненная «по соседству» с «родным» золотом изделия. Здесь будет явно проглядываться структура порошка, в особенности, если как отмечено выше, наносить ее толстым слоем. Вариант настоящего твореного золота является достаточно привлекательным по виду способа, однако опять же, попасть под существующий уже цвет золота изделия здесь достаточно трудно. Кроме того, разведенное гуммиарабиком золото на фарфоровый глянец попросту не ляжет.

Другим вариантом является применение на собственной практике дорогостоящего опыта коллег с Запада. Для этого необходимо нанести с помощью специальной кисти или аэрографа полимерный клей, на который после наносится порошковое золото. После этого проводится полировка и цировка. Для того, чтобы в будущем была возможность производить без проблем мытье посуды, можно в качестве завершающего покрытия использовать лак, который, конечно, в одночасье скажется и на «достоверности» такого покрытия.

Еще одним важным моментом является то, что вышеперечисленные способы при неверном нанесении могут быть устранены при некачественном результате с помощью ацетона.

Отметим, что после неудачно проведенной реставрации вам придется столкнуться и с тем, что родного золота также поубавится на фарфоровом предмете. Итак, в каких же случаях реставрация является уместной? В частности уместна она при незначительной утрате фрагментов. Легкой реставрации поддаются небольших размеров детали, которые полностью перекрываются без какого-либо ущерба для достоинств художественного характера. Большие склеенные поверхности лучше реставрируются лишь в местах их склеивания. Так или иначе, реставрация будет видна в любом случае, однако это лучше, чем перекрывание поверхности в полном объеме.