Виды фарфора по сырьевому составу

Твердый фарфор либо фарфор обыкновенный является по своему составу массой однородной, белого цвета, создающую сильный звон. Кроме того, эта масса является достаточно твердой и трудно поддается плавлению, ее незначительная толщина сочетается с прозрачностью. Излом массы отображает ее мелкозернистость, масса раковистая и имеет жирный блеск. Состав твердого фарфора, прежде всего, имеет каолин, примесь извести, шпата и т.д. Далее его покрывают твердой глазурью. Сорта более тонкого фарфора состоят из глазури на основе полевого шпата, не имеют извести – все это способствует получению молочно-матового тона. Сорта более простые обладают абсолютно прозрачной известковой глазурью.

Фарфор, чей обжиг производился без глазури, более известен как «бисквит». Основная часть производимого фарфора подвергается глазировке, росписи и покрытию позолотой. Наиболее выдающиеся достоинства присущи французскому производству, в частности это фарфоровая посуда, созданная в Лиможе. Именно здесь каждая из фабрик специализируется в собственном определенном направлении, что позволяет достичь поистине результатов, ни с чем несравнимых. Если рассуждать о производствах, чья фарфоровая посуда лишь немногим уступает изделиям из Франции, то далее можно выделить Германию, в частности – Мейсен, за которым следует Берлин, а также Эльнбоген и Пиркенгаммер в Богемии.

Говоря о полуфарфоре, следует выделить такие его характеристики, как окрашенный либо белый полуспекшийся черепок, покрытый цветной либо полупрозрачной глазурью. Состав и температура, определенная для обжига соответствует промежуточному уровню положения, соответствующему твердому полевошпатному фаянсу и фарфору. Уровень водопоглощения равен 5-8%. Температура, необходимая для обжига изделий составляет 1150-1250°C. Готовая посуда столовая или изделия из фарфора должны иметь в собственной основе спекшийся черепок, покрытый предварительно прозрачной бесцветной глазурью, иногда черепок может быть специально окрашенным либо покрытым цветными глазурями. Регламентируемый стандарт на сегодняшний день для белизны фарфора определен стандартом в 55-68%. Изготавливают изделия либо гладкими, либо рельефными, с преобладающим фигурным либо ровным краем, а также с декором, выполненным надглазурными и подглазурными керамическими красками, люстрами, деколью, материалами на основе драгоценных металлов и т.д.

Посуда столовая и изделия из фарфора изготавливаются, как правило, двумя методами: литьем либо формированием с использованием шаблона с помощью гипсовых форм. Те изделия, которые созданы из фриттового или костяного фарфора из-за полного отсутствия либо небольшого количества в их составе пластичных материалов создаются исключительно методом литья, возможно добавление клеящих добавок. Что касается механической прочности, то у мягкого фарфора она меньше чем у твердого примерно в полтора раза.

В зависимости от назначения твердый фарфор делится на подгруппы:

1. Художественный и хозяйственный фарфор (вазы декоративные, статуэтки, посуда);

2. Фарфор электротехнический (различные изоляторы);

3. Фарфор химический (посуда, используемая в условиях лабораторий и т.д.).

Для костяного фарфора характерной особенностью является его ярчайшая белизна, декоративность и просвечиваемость, однако недостатком такого фарфора является его подверженность деформации в процессе обжига. Некоторые из видов неглазурованного костяного фарфора называются париана, что определяет его малопрозрачным материалом, имеющим желтоватый оттенок. Для других видов применяется определение каррары, указывающее на сходство с белым каррарским мрамором. Костяной фарфор применяется в изготовлении бисквитных скульптур, кофейных и чайных сервизов. Данный материал не используется для изготовления столовой посуды, потому как он не является устойчивым к воздействию щелочей и кислот.

Фарфор высокополешпатовый имеет сходство с твердым фарфором, отличаясь от него пониженным содержанием вещества глинистого происхождения и повышенным содержанием полевого шпата с кварцем. Такой фарфор изготавливается на основе схемы производства твердого фарфора, при этом для первого обжига температура составляет 950-1000°C, для второго – 1250-1300°C. Такой фарфор имеет меньшую механическую прочность и термостойкость, он обладает большей просвечиваемостью и наличием декоративных возможностей. Его используют для создания скульптур, дорогих сервизов и прочего.

Мягкий фарфор включает в себя два сорта, в той или иной степени приближающихся к фарфору по прозрачности, цвету и глазури. Чувствителен к быстрым изменениям температур. До того, как твердый фарфор появился в Европе, использовался мягкий его аналог. Если по нему провести ножом, то можно увидеть, как образуются трещины.