Фарфоровая посуда
"У меня не осталось ничего, кроме моей чести, мундира, сабли и фарфоровой посуды". Фридрих II (Великий), Прусский король
Фарфор – разновидность керамики, это прочный, водо и газонепроницаемый материал. В зависимости от технологии изготовления, он может иметь разную толщину. Очень ценится тонкий фарфор, - он слегка просвечивает на свету, а при лёгком ударе деревянным предметом издаёт характерный высокий звук.
Фарфоровая посуда и изысканные изделия из фарфора – статуэтки, вазы, всегда ценились высоко, и были предметом гордости в любом доме. И сегодня угощение, поданное на такой посуде, прекрасно сохраняющей тепло, абсолютно безвредной для человека и, бесконечно благородной, считается признаком проявления особого уважения хозяев к гостю. Без неё трудно представить себе приличный ресторан и кафе.
А ведь вплоть до начала 18 века европейцы фарфоровую посуду не производили. Его изобрели в Китае в 620 году н.э. и держали «рецепт» в строжайшей тайне. Столетиями европейские алхимики бились над его созданием, но постичь секрет китайского фарфора не удавалось.
В результате многих опытов экспериментаторы разных стран изобрели немало технологий производства различных материалов, но они больше напоминали стекло. Наконец, к началу 1708 года, алхимику Иогану Бёттгеру, завершившему опыты немецкого философа, учёного и изобретателя Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса, удалось получить красный (яшмовый) тонкий фарфор и вплотную приблизиться к получению белого фарфора.
На пасхальной ярмарке в 1710 году в Лейпциге была впервые представлена для продажи фарфоровая посуда европейского производства. Эксперименты по фарфору велись параллельно в разных странах, поэтому, сегодня мы говорим о фарфоре английском, японский, испанском, французском и других. Каждый имеет свою изюминку, каждый неповторим, и каждый находит своего ценителя.
Был в конце 40-х годов 18 века изобретён фарфор и в России, - это заслуга Дмитрия Виноградова, ученика и сподвижника Михаила Ломоносова. Он навсегда вошёл в историю, как изобретатель поразивший Европу русским фарфором, и организатор первого фарфорового производства - Порцелиновой мануфактуры в Санкт-Петербурге, которая затем стала Императорским фарфоровым заводом.
фарфоровая посудаИсходные материалы для изготовления фарфоровой посуды (так называемая фарфоровая масса), - это каолин, кварц, полевой шпат, пластичная глина. Фарфор получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси этих материалов.
Несмотря на особенности изготовления, в зависимости от состава фарфоровой массы различают два принципиально разных вида фарфора: мягкий фарфор (китайский) и твёрдый (русский). При этом не следует думать, что твёрдый фарфор прочнее мягкого. Мягкий фарфор легче деформируется при обжиге, чем твёрдый, создавая некоторые дополнительные сложности при производстве. К потребительским качествам фарфора эта классификация никоим образом не относится.
Твёрдый фарфор богаче мягкого каолином, и содержит меньше флюсов. Необходимая просвечиваемость достигается высокой температурой обжига – порядка 1400 °C. Мягкий фарфор содержит до 40% каолина, до 45% кварца и до 30% полевого шпата, а температура его обжига 1300-1350°C. Его используют для изготовления высокохудожественных изделий.
Во все времена китайские вазы ценились необычайно высоко, многие из них стали музейными экспонатами, украшают коллекции ценителей фарфора. Твёрдый фарфор применяют в технике, в стоматологии, в повседневном обиходе.
Особой тонкостенностью, просвечиваемостью и белизной отличается фарфоровая посуда из элитного костяного фарфора. Его изобретение – предмет особой гордости англичан. Это разновидность мягкого фарфора, в состав которого может входить, кроме прочих ингредиентов, от 10 до 50% костяной золы.
Матовый фарфор, не покрытый глазурью, называется бисквит. Различают два способа росписи фарфоровой посуды: подглазурная и надглазурная роспись. В первом случае краски, разведенные на воде, сахаре с добавлением глицерина, наносятся непосредственно на фарфор. Фарфоровая посуда или другое изделие покрывается прозрачной глазурью и подвергается дополнительному обжигу при температуре до 1350 °C.
Надглазурная роспись осуществляется на скипидарном масле или живичном скипидаре. Она отличается более яркой палитрой красок и наносится по глазурованному фарфору, и затем обжигается при температуре 780-850°C.
При этом краска вплавляется в глазурь, не имеет шероховатостей и в дальнейшем прекрасно противостоит как механическому, так и химическому воздействию (кислые пищевые продукты, алкоголь и т.п.).
Используют для росписи фарфоровой посуды и краски, содержащие благородные металлы: золото, платину и серебро (так называемая краска Аргентин).
фарфоровая посудаИзделия, покрытые золотыми красками с содержания золота от 10 до12%, обжигают при температурах 720 - 760 °C. Это декоративное окрашивание, и декорированные таким образом изделия нельзя подвергать механическому воздействию. Краски с более высоким содержанием золота обжигаются при более высоких температурах вместе с изделием.
Зная теперь об этом изумительном материале немного больше, чем раньше, мы теперь можем смело выбирать фарфоровую посуду. На что при этом обращаем внимание? Если это фарфоровая посуда, например, столовый сервиз, - не стесняйтесь взять в руки каждый предмет и внимательно его рассмотреть. На изделии не должно быть надломов, царапин, края - идеально ровные. Рисунок не должен быть мутным, а на поверхности - никаких крупинок.
Отсутствие таких дефектов свидетельствует о том, что технология изготовления была соблюдена, и такая посуда будет радовать вас много лет, станет предметом вашей гордости, а со временем – бережно и с любовью хранимой семейной реликвией.