Синяя роспись по фарфору и керамике в разных странах
К синей росписи по керамике относят подглазурную роспись в синих тонах (как правило, используется окись кобальта) на белом черепке. Обычно такие предметы расписывают вручную, реже при помощи трафарета или посредством печати рисунка.
Кобальтовая синь была обнаружена в центре Ирана в IX веке и в виде сырья перевозилась в Китай. Именно Китай стал прародителем сине-белого фарфора и керамики.
Китай
Поворотным периодом в становлении синей подглазурной росписи в Китае стал период правления династии Юань (1271-1368). Поиск новых техник росписи в предыдущие периоды правления подготовил почву для появления сине-белой фарфоровой посуды, главным поставщиком которой стал город Цзиньдэчжэнь. Изделиям мастеров из Цзиньдэчжэня были характерны утолщённые стенки и большие размеры. Постепенно сине-белый фарфор стала занимать всё более значимое положение в фарфоровой промышленности Китая, и в эпоху династии Мин (1368-1644) достигла своего расцвета. Город Цзиньдэчжэнь выпускает фарфоровые изделия до сих пор.
Япония
Сине-белый японский фарфор представлен фарфором Имари — такое название в Европе дали японскому фарфору родом из города Арита, вывозимого через порт Имари на европейские рынки. Сами японцы называют этот фарфор Арита-яки. Политические распри в Китае в конце правления минской династии во многом способствовали развитию японского фарфорового производства. Каолиновые месторождения были найдены близ городка Арита корейским иммигрантом-гончаром И Сам-Пиеонгом в 1616 году, поэтому первые фарфоровые мастерские были построены именно здесь. Первые образцы фарфора Арита-яки во многом копировали китайские сине-белые фарфоровые изделия, вплоть до середины XVII века фарфоровая посуда Имари декорировалась исключительно синей подглазурной росписью и получила название Шоки-имари. Фарфор Арита-яки в больших количествах вывозился в европейские страны голландской Вест-Индской Компанией.
Европа
Прямой экспорт сине-белого фарфора в страны Европы начался с XVII века, он высоко ценился не только европейцами, но и американцами. Среди коронованные особ и их приближенных была особая страсть к коллекционированию этих изделий. Европейские мастера даже дополнительно украшали их росписью золотом и серебром. Германский город Мейсен стал родиной европейского фарфорового производства, начавшегося в 1707 году. Естественно, на европейских керамистов огромное влияние оказал сине-белый фарфор восточного, китайского в частности, происхождения, поэтому неудивительно, что первые их изделия во многом копировали мотивы росписи китайских мастеров. Например, так называемый мотив «синяя луковица» заимствованный ещё в то время, и по сей день используется в росписи мейсенского фарфора. На первых этапах становления французского и английского фарфорового искусства тоже ощущается влияние восточных техник росписи.
Англия
Синяя подглазурная роспись появилась в Англии около 1820 года, в Стаффордшире. Английский фарфор поставлялся в основном на американский рынок. Сине-белый фарфор походил на фаянс с той лишь разницей, что синяя роспись была специально «запятнана». Такой эффект получался при добавлении в печь аммиака или извести при глазуровке. Фарфоровая посуда с синей подглазурной росписью производился английскими фирмами Веджвуд, Минтон, Братьев Джонсон. Наиболее часто с этой технике расписывали разнообразную столовый фарфор: чайная или кофейная пара, набор тарелок, кувшин, поднос, а так же интерьерный фарфор, например, цветочные горшки и вазы.
Россия
После поездки в Дельфт Пётр I приказал открыть фарфоровое производство в России, с чего началось развитие гжельского фарфорового искусства. Недалеко от Москвы находился регион Гжель, состоявший примерно из тридцати поселений, одно из которых, скорее всего, и называлось Гжель. Фаянсовая и фарфоровая посуда родом из этих мест безошибочно узнаётся по синей подглазурной росписи с характерными узорами. Эта местность издревле славилась глиняной посудой и имела большое значение в становлении российской керамики, первыми образцами которой считают майолику и гжель. Позже было налажено производство полуфаянса, затем тонкого фаянса и, наконец, фарфора. Любой интерьерный или столовый фарфор, выходящий из рук гжельских мастеров, которые нередко были обыкновенными неграмотными крестьянами, являлся, тем не менее, настоящим шедевром ручной росписи по керамике и фарфору.