История китайского фарфора
Своей всемирной популярностью китайский фарфор обязан, прежде всего, высокому мастерству древних керамистов, необычайной красоте и высококачественному материалу. Персидское слово «фарфор» переводится как «царь». Среди европейских монархов и их приближенных мода на коллекционирование китайской керамики началась в XIII веке. Фарфоровая посуда бережно хранилась в сокровищницах, оправлялась в золото лучшими ювелирами и была предметом особой гордости хозяев. Китайскому фарфору приписывали магические свойства, его окружало множество легенд. В Иране и Индии, например, верили, что китайская фарфоровая посуда поменяет цвет, если в неё положить отравленную пищу.
Искусство изготовления керамики зародилось в Китае очень давно, уже 4 тысячи лет назад китайские мастера создавали образцы, которые имеют сегодня не только историческое, но и художественное значение. Позже появился так называемый «протофарфор», не обладающий ещё белизной и прозрачностью, который западные искусствоведы причисляют к каменным массам. В Китае же, наоборот, этот фарфор считается истинным, так как больше всего китайцы ценят в керамике прочность и звонкость.
Первые экземпляры «настоящего» белого матового фарфора относят к керамике танского времени. К началу VII века китайские мастера стали делать фарфоровые массы, смешивая кремний, полевой шпат и каолин. Последний, являясь самой важной составляющей фарфоровой массы, получил своё название от первого места его добычи — горы Гаолин. Обжигание фарфоровых масс при высоких температурах давало в результате твёрдую прозрачную керамику белого цвета.
Массивные и округлые форма керамики танского периода свидетельствуют о продолжении древних китайских традиций, однако украшавшие вазы декоративные горлышки в виде птичьих голов и ручки в виде змей, характерные для иранских сосудов, указывают на иноземное влияние. В это же время появляется тенденция оставлять поверхность сосуда однотонной, что позже было использовано сунскими мастерами.
Именно на время правления династии Сун приходится расцвет китайского керамического искусства. Фарфоровая посуда пользуется большой популярностью, что послужило стимулом для открытиея множества новых керамических мастерских и привело к личному контролю императора над производством фарфора. Особые ведомства, следившие за качеством производимой керамики, появились уже в V-VI веках на юге и севере Китая.
Отличительные черты сунского фарфора — гладкая монохромная глазурь, сдержанный орнамент, простые и элегантные формы изделий. Существовала так же керамика «дин», для которой характерна особенная тонкость изделий, резные или штампованные узоры, молочно-белая глазурь, а иногда, при добавлении окиси железа в глазурь изделия становились чёрными, коричневыми, зелёными, пурпурными или красными. Позже, в цинскую эпоху, интерес к монохромным сосудам способствовал появлению огромного числа оттенков глазури. Традиция многоцветного фарфора с росписью появилась в эпоху династии Юань, с изобретением знаменитой подглазурной росписи по белому фону. Эта техника всё время совершенствовалась: минский период на соединилась с пяти-цветными росписями «уцай», выполняемыми на поверхности глазури.
Постоянное совершенствование техники цветных эмалей стало причиной выделения трёх «семейств» среди китайского фарфора: зелёного, чёрного и розового. Фарфоровые вазы, относящийся к «зелёному семейству» можно было отличить по росписи несколькими оттенками зелёного на белом фоне. Украшавшие такие вазы декоративные фигуры и цветы, а так же батальные сцены можно так же считать характерной чертой этого семейства. Имя «чёрного семейства» получил фарфор с цветной росписью на чёрном фоне. Сосуды с нежно-розовой росписью с изображением цветов и женщин относились к «розовому семейству».
Минская эпоха ознаменовалась небывалым расцветов фарфорового искусства, когда фарфор стали экспортировать в европейские и азиатские государства огромными партиями. Фарфор через арабских поставщиков дошёл даже до Южной Африки. В 1723 году только в один французский город Лориан из Китая было доставлено около 350 тысяч изделий из фарфора, что говорит о небывалом размахе экспорта фарфора в минскую эпоху. А термин «минская ваза» стал синонимом китайской керамики для многих европейцев.